Яблочный спас.О мотивациях.

Давно уже задумала статью  «Яблочный спас» потому что  речь должна была идти о спасении яблок и прочих фруктов.

Хочу рассказать об аппликации из цветной бумаги. Побродите по порталам посвящённым обучению детей творчеству — статьи в один голос  говорят, что детям очень нравится аппликация. Про то что кому нравится дискутировать не буду: я не умею читать чужие мысли и стараюсь не брать на себя смелости  за детей говорить что им нравится.

Но ближе к аппликации.В моей программе  очень много тем по вырезанию фигур  из бумаги   по нарисованному контуру  и просто без рисунка. Кстати,это очень крутое умение. Не буду расписывать воспитательные и обучающие цели и задачи, но правда-это впечатляет-  когда из чистого листа человек   вырезает тигра, слона или даже трёхглавого дракона  в полёте! Но начинать обучение такому  нужно, конечно, с простых заданий. Например, вырезать яблоко с черешком, потом грушу. Потом яблоко с листиком…Ну, понятна последовательность  нарастания сложности.

Чтобы   на уроке математики дети вычисляли  когда встретятся пешеходы идущие из пунктов А в Б  учитель  задаёт им  задачку. И дети её решают. Зачем им-то это? Загадка. Мотивация детей  решать задачи, писать диктанты — это уже задача учителя на каждом  уроке. И это сложная задача, может, посложнее, чем  выяснить  место встречи А и Б. Я вот выучилась в  университете на учителя биологии, но на деле сразу поняла, что хотя биологию я люблю, но как мотивировать детей серьёзно изучать клеточное строение, систематику, физиологию растений ,я не знаю.  Поэтому я взялась за  развитие детских рук, а не за впихивание в детские головы  программы по биологии.

Итак, нам надо вырезать из бумаги  яблоко с черешком. С первых попыток дети обычно вырезают корявые кривульки, потом что-то  напоминающее  картофелинки, потом уже  некоторые и   хвостик умудряются   вырезать  разом  вместе с яблоком. Долгая история, а? А ведь  детям нужно ещё как-то преодолеть внутреннее недовольство  идеей совершенствовать свои навыки. Если с одного раза не получается  шедевр на 5+, то неясно зачем бы делать  последующие  попытки. Вот тут  мне как учителю нужно сделать какой-то мотивирующий финт. О-ля-ля, тра-ля-ля: нам ДЕЙСТВИТЕЛЬНО   НУЖНО вырезать яблочки, похожие на яблочки! Облади- облада!Куда,спрашивается потом девать  горы фруктов?На компот?…Некуда их применять,если по-уму.

Вот одна из убедительно-неубедительные заготовок мотивов : Ах, дети, нам НАДО  сделать панно. Большо-о-ое панно про урожай.(Чёрт побери,кому это панно  нужно? И куда  это его поместят-детикак правило, не спрашивают. Обходимся частичной мотивацией: важно,что я сказала детям ,что усилия по вырезанию яблочек  общественно-важны.

Неоднократно я слыхала, как какого-нибудь шалуна   урезонивают: ты  должен учиться хорошо! Пойми: это  нужно тебе, говорит  Марьванна, — а не мне!…Всё это верно.Да только на деле  ученику понять логарифмы легче, чем понять, что для  него важно понимать логарифмы.

Cпасённые  яблоки

Богатый урожай

Мотивация  вообще  штука тонкая, эфемерная и неуниверсальная. Насчёт яблочек  пару-тройку раз срабатывает   легенда про бо-о-о-ольшое панно. Целыми группами дети  пар из ноздрей  вырезают   убедительные яблочки-груши. К концу занятия на столах богатые натюрморты, яблоки  высятся горой. Хм. Если учесть, что у меня  17 групп, то этих больших панно  можно бы  сделать на  целую(китайскую) стену. Года два я и впрямь  изыскивала куда бы такое панно  пристроить, но  потом идея морально устарела. Хотя сама легенда продолжает работать: дети вырезаем яблочки — нам НАДО

Много  -много яблок

Богатый урожай

много-много  красивых яблок для…оформления…да! Для оформительских целей!

Заваленная этими  горами   фруктов-овощей и прочих фигурок, я одно время делала аппликации  и разрисовывала их. Сама. Зачем? А ,например, чтобы поддержать у себя самой  мотивацию  заниматься с детьми вырезанием фигурок без  рисунка.

Вот  некоторые детские яблочки, которым я нашла  применение в своих картинках.

Аппликация с прорисовыванием Новиковой  Марины

Яблоней цвёл

О варианте применения  вырезанных из цветной бумаги силуэтов(яблок,например) вам рассказала Марина Новикова.