Дидактические игры

Игры. Считается что  игра — нормальное, характерное занятие для детей. Ну ,тут вопрос в том что такое игра. Психологи и философы  пишут многотомные труды, а мы живём не соотнося эту жизнь с психологическими    научными достижениями. Весьма-таки разные измерения.

Может и есть дети, способные изобрести игру. Но вообще-то игре  большинство   детей тоже надо учить. Если у детей нет моды на  игру в «казаки-разбойники», то и не будет, если её  не внедряют  взрослые или сверстники. То же и дочки-матери. Мелкие девочки сами   крайне редко придумают пеленать пупса и кормить его с ложки — нужны хотя бы намёки, чтобы ребёнок сообразил  придумать и развивать сюжет.

Левое соображение:  бывают дети, способные  играть чем угодно во что угодно, хотя, вопрос, конечно, сами они таковы или обучены так. В  детском саду  меня поразил  мальчишка из моей группы.   Меня избрали  медсестрой в военной игре . Вжиться в  образ я не умела и тупо стояла на «поле боя». Тут  одного парнишку «ранят» и он поступает в моё распоряжение. Что делать-то? Воины ждут что я буду лечить  раненого, но у меня  ума не хватает (ведь в эту игру меня вовлекли ,сама по себе войны и больницы я ненавижу).  Народ подсказывает:«укол поставь».ТАК. А чем? И тут «командир войска»  суёт мне в руку  кубик и быстро  говорит: делай укол ЭТИМ.   Мне было лет шесть, но я восхитилась и запомнила навсегда  своё изумление: надо же, ассоциировать кубик со шприцом.(Сейчас –то могу процитировать   Сектор Газа:  «Эх по кубу,да ещё по кубу» ). Вобщем,  в детстве я несказанно  изумилась свободе мышления  одногруппника. Однако, дети отнюдь не все таковы. Уже взрослой я много раз  принимала участие в играх детей и видела — они  очень затрудняются и с сюжетом игры и с  оборудованием. Малышам не хватает опыта. И сюжетные игры нынче не распространены.

А те « дидактические игры», которые  мы учителя проводим на занятиях- это такая…, вобщем, термин подберите сами. Помните ужас Юксаре и Фредриксона ,когда тётя Хемулихи вознамерилась проводить с ними  дидактические игры.  Честно говорю: я тоже считаю такие игры   занудной скучищей и принудиловкой, причём самого ужасного свойства.

Дети выдрессированы в детских садах и не пытаются сопротивляться. Но  ей-богу, мы подменяем  самопроизвольную  творческую детскую игру, насильственно навязанными псевдоиграми, мы-взрослые,  детей живём. И аксессуары наших дидактических игр тоже  убоги. Вот, например, надо нам провести занятие  «в игровой форме» на тему  «Узор». Я что сказала, то и есть: надо нам. Детям нефига это не надо. Но мы-таки навязываем им   «игру». Рисуем  снежную королеву. На листке А3 И СООБЩАЕМ ДЕТЯМ, ЧТО НАДО СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЕ ПОМОЧЬ-НАРИСОВАТЬ УЗОРЫ ДЛЯ  СНЕЖИНОК. Кто бы поверил. Но дети делают вид, что принимают  эти правила игры и  рисуют эти снежинки.  Всё это очень оживлённо и весело, да. Детям этот энтузиазм  предписан. Ведущая-воспитательница показывает, что надо вести себя весело и дети  чётко ловят посыл. Но.Но.Но   Игра эта навязанная .Самим детям такие штуки сроду в голову не пришли бы. А мы,мы старательно  у них вышибаем  свободы и фантазию, заменяя всё это своими дидактическими играми и   обслуживанием .